Учим ребёнка шахматам: лёгкие правила для сложной игры. Как научить ребенка играть в шахматы с нуля Шахматы как играть с сыном

Хотите, мы дадим вам классную методику обучения ребенка игре в шахматы с нуля, благодаря которой он начнет обыгрывать вас, и не только, уже через 2-3 недели?

Хотите, чтобы ваш малыш в таком маленьком возрасте выполнил 2-3 спортивный разряд по шахматам и побеждал на шахматных турнирах?

Хотите чтобы ваш ребенок стал интеллектуально развитым, умным и сообразительным?

Всего на секунду представьте, как вы будете гордиться своим ребенком, когда он будет стоять на пьедестале и держать в руках кубок чемпиона... Это память на всю жизнь...

И когда ваш ребенок вырастет, он обязательно скажет, - "Спасибо мама/папа, за то, что научили меня играть в шахматы...


Он еще не
знает что такое ШАХМАТЫ
а вы очень хотели бы научить ребенка играть в них

32 простых и пошаговых видеоурока
для родителей, которые хотят подарить своему ребенку успешное будущее…

Его первая победа принесет всем вам массу положительных эмоций, чувство гордости за своего ребенка и останется в памяти на всю оставшуюся жизнь…
Не верите? Тогда почитайте удивительную историю маленького 4-х летнего шахматиста по имени Жорик.

Георгий не является гением или вундеркиндом, нет. Еще совсем недавно он вообще не умел играть в шахматы, а сейчас обыгрывает даже 30-40-летних шахматистов со стажем и удивляет опытных игроков.

Спустя 2 месяца после того, как Жорик впервые взял шахматную фигурку в руки, он отправился на чемпионат детского кубка России по шахматам, где взял почетное 2 место среди 44 соперников (возраста 6-8 лет) и сразу же привлек внимание всех городских и региональных СМИ.



В возрасте 4,5 годика Жорик принимает участие в самом настоящем чемпионате МИРА по быстрым ШАХМАТАМ FIDE среди детей до 8 лет, куда съезжаются одни из самых сильнейших шахматистов различных уголков света.



Кликните на картинке, чтобы увеличить.

Результаты были просто поразительные. Из возможных 9 очков, Жорик набирает 5 и обходит в турнирной таблице более 100 соперников. Организаторы чемпионата не смогли не отметить его на закрытии:

Награждение Жорика на чемпионате мира FIDE по шахматам.

Награды
Жорика:

За спиной Жорика уже более 8 крупных шахматных турниров в том числе и международных. В 4,5 года он имеет ВТОРОЙ юношеский разряд, рейтинг РШФ более 1200 и играя в группах М9 (до 9 лет) умеет записывать шахматную партию.









Фото из шахматной жизни Жорика. Кликните на картинке, чтобы увеличить.

Вы спросите. Кто же научил этого юного чемпиона так хорошо играть в шахматы? Отвечаем… Его папа, Александр Борисов.


Александр Борисов – ваш личный помощник в обучении вашего ребенка игре в шахматы.

Играет в шахматы с 6 лет.

Основатель интернет проектов: Блог – Шахматы с Жориком и школа дистанционного обучения игре в шахматы «Шахматы с Жориком»

Основатель интернет-проекта Школа блоггеров Александра Борисова

Инфопродюссер онлайн-школы подготовки новичков к марафонам и триатлону и онлайн-школы вебдизайна Юлии Первушиной.

В юности я серьезно занимался шахматами и считаю, что они дали мне очень многое. Спасибо моим родителям, что заставляли мои мозги думать с раннего детства…

Приветствую вас, уважаемый родитель!

Хочу дать вам очень важный совет, который поможет вашему ребенку не потерять интерес к шахматам раз и навсегда…

Не торопитесь вести своего ребенка в шахматную школу и не торопитесь учить ребенка играть в шахматы, если вы не знаете, как это делать правильно.

Ничего не имею против шахматных школ. НО! Именно учить играть в шахматы ребенка нужно дома и индивидуально. Я считаю, что привитие любви ребенка к шахматам – это ювелирная работа. Здесь нужно быть очень осторожным и аккуратным чтобы не натворить делов.

Несколько неправильно сказанных фраз в ходе обучения, несколько не правильных действий и вас можно будет поздравить –

вы отбили у своего ребенка желание играть в шахматы навсегда.

Перед вами встал нелегкий вопрос, для поиска ответа на который требуется немало времени и терпения. Все усилия буду вознаграждены, если с самого начала вам удастся заинтересовать малыша старинной интеллектуальной игрой. Встает логический вопрос – как этого добиться?

Научить ребенка игре в шахматы может оказаться даже занимательнее, чем обучать взрослого-сверстника. Вы сами погружаетесь в детство, чтобы проникнуться давно забытым детским мышлением и понять уже известное вам с другой точки зрения./

Перед тем как читать статью дальше , ознакомьтесь вот с этим замечательным видеокурсом КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ от основателей онлайн-школы “Шахматы с Жориком”. Благодаря ему ваш ребенок научится играть в течение 1-2 недель даже если ему нет и 5 лет. Он выполнит норму 2-3 юношеского разряда по шахматам и сможет принять участие в каком-либо шахматном турнире. Данная методика опробована уже на десятках детей и дает хорошие результаты.

Воспользовавшись простыми и нехитрыми подсказками, вы сумеете добиться положительных результатов уже через несколько недель. Как показал опыт, успехов на начальном этапе обучения шахматам может достигнуть даже 4-хлетний кроха.

Помните – вы учите ребенка

Нет ничего сложного в том, чтобы научить трехлетнего ребенка . Детский дошкольный возраст характерен тем, что большая часть времени уделяется игре. Поэтому нет ничего удивительного в том, что знакомство с шахматами от начала и до конца должно происходить исключительно в игровой форме.

Избегайте строгого и поучительного тона, но и не сюсюкайтесь с юным учеником. Информация усваивается быстрее и проще, когда дети чувствуют спокойствие и уверенность. Лучше приводить все объяснения на наглядных и максимально простых примерах. Можно воспользоваться методом сказки – пусть ребенок представляет яркие сцены из древности, где королей защищают верные подданные, статные слоны гордо вышагивают по боевому полю, а соперник коварно отправляет кавалерию из двух коней.

С чего начать обучение ребенка шахматам?

Психологи утверждают, что учить ребенка играть в шахматы с нуля нужно постепенно, двигаясь с простейших азов и понемногу переходя к более сложным деталям. Главное сохранять принцип доступности и высокого интереса к игре на всех этапах обучения.

Расскажите малышу немного о том, как появились шахматы. Не забудьте уделить внимание самой доске – ведь это основное место для сражения. По очереди показывайте каждую фигуру, кратко и выразительно поведайте, как она называется и почему важна. Начните с низших чинов (пешки) и закончите королем, указывая на их законное место. Вооружившись пешкой, сделайте элементарный ход и предложите ребенку сделать ход своей пешкой.

Будьте терпеливы и снисходительны. Для первого занятия, если ребенок очень мал, будет достаточно 10-15 минут. Не пытайтесь освоить всю программу за один присест. Старайтесь увлечь в игровой процесс неторопливо, каждый раз показывая новый захватывающий кусочек правил. Если тяга к шахматам у ребенка только растет от урока к уроку – вы на верном пути.

Шахматы – это весело и познавательно

Необходимо во что бы то ни стало привить ребенку уважение к этой настольной игре. Ребенок не только развивает свое мышление, но и учится усидчивости и аккуратности, пока познает основы шахмат. В доступе имеется множество видео, детально объясняющие, как научить ребенка играть в шахматы в кратчайшие сроки и с наилучшими результатами.

Первый вопрос, который возникает у заботливых родителей: в каком возрасте лучше учить ребенка шахматам? Есть ли смысл учить малыша такой сложной игре до первого класса? Педагоги единодушны – надо спешить! Специалисты считают, что есть три причины для занятий шахматами именно в дошкольном возрасте.

  1. Ранний старт оправдан, прежде всего, если мы хотим вырастить чемпиона. Многие великие шахматисты начали постигать азы древней игры довольно рано. Судите сами. X. Р. Капабланка и А. Карпов познакомились с древней игрой в 4 года, Н. Гаприндашвили и Г. Каспаров – в 5 лет, В. Смыслов и Б. Спасский – в 6, А. Алехин и М. Таль – в 7.
  2. Впрочем, не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому для большинства из нас важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами – желание вырастить гармонично развитого человека. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин и М. Лермонтов, И. Тургенев и Л. Толстой.
  3. Последняя причина кроется в благотворном влиянии игры на подготовку к школе. Детсадовская пора когда-то закончится, а экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам, и даже быстрее делают домашние задания.

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Дома или в клубе?

В наше время считается оптимальным начинать осваивать шахматные премудрости с 3-х лет , впрочем, можно попробовать и после 2-х . Есть ли смысл отдавать кроху сразу в шахматный клуб? В столичные шахматные клубы и секции принимают малышей с 4-х , реже – с 2-х лет . Летом они обычно уходят на каникулы, а с сентября приглашают дошколят на занятия. По желанию родителей можно учиться 1 или 2 раза в неделю, группы – около 10 человек, для совсем маленьких – еще меньше. Урок длится 40-50 минут. Плату можно вносить за каждый визит (200-270 рублей) или сразу за месяц (от 500 рублей). Многие предлагают посетить пробное занятие бесплатно. В шахматных клубах, где занимаются и взрослые, обучение обычно ориентировано на турниры и результаты. Впрочем, на малышей моложе 5-6 лет там вряд ли будут тратить время: хлопотно. Детские развивающие центры охотно поиграют в шахматы с двухлетками, не обещая вырастить чемпиона. В зависимости от уровня знаний древней игры, крохе предлагается посетить или общеразвивающее занятие, часть которого посвящена изучению древней игры, или целиком шахматный урок. В некоторых московских шахматных школах учеба проходит по методике Игоря Сухина . В одной из них уже 15 лет преподает он сам. Шахматам здесь учатся дети от 4 до 7 лет. Правда, выбрать только эти уроки – нельзя, необходимо посещать все развивающие занятия в школе для дошколят. Так отдавать или нет малыша учиться к преподавателю? Все будет зависеть от ребенка и ваших возможностей, но, многие родители по своему опыту считают, что удобнее сначала позаниматься с ребенком дома, а ребенка постарше, уже знающего правила, отвести на занятия в клубе. Итак, начнем освоение шахматной премудрости с домашних занятий. Если вы вдруг не отличаете ферзя от пешки - это не беда! Учиться вместе всегда увлекательней!

Выбираем учебник для обучения игре в шахматы

Для домашнего обучения нам понадобится учебник. Можно, конечно, остановиться и на компьютерном тренере. Компьютерная игра-обучалка для детей весьма популярна в наш век информационных технологий. Ни мама не нужна, ни клуб, ни шахматная доска… Только помните, что совсем маленьким студиозам перед компьютером дольше нескольких минут в день находится не рекомендуется. Какой выбрать учебник? Единого мнения на этот счет не существует. Есть в продаже книга В. Кострова и Д. Давлетова. Популярна в народе и книга В. Гришина. Есть на эту тему и другие книги. Принцип компоновки материала у них похожий: сначала малыша знакомят с фигурами, потом рассказывают, как они ходят и т.д. Педагоги-практики уже много лет с удовольствием занимаются с дошкольниками по книгам И. Сухина. Кстати, только им написаны шахматные учебники для самых маленьких - двухлетних детей. И подход к обучению у него более щадящий и учитывающий возраст игроков. Сухин считает, что играть всеми тридцатью двумя фигурами малышу сложно, охватить все 64 клетки шахматной доски – тоже, и книга ему предлагает сначала научиться играть на небольших фрагментах доски. Причем расставлять фигуры дитя научится вообще в последней главе! А всю книгу он будет играть со знакомыми героями: Буратино и Дюймовочкой, Незнайкой и Карандашем, Самоделкиным и Гурвинеком. Для игры нам также понадобится обычная шахматная доска с обозначенными на ней по горизонтали буквами и по вертикали - цифрами. Опытные тренеры советуют начинать с деревянных фигур довольно крупного размера, с диаметром основания 3–4,5 см, строгой формы. Некоторые советуют купить фигуры, покрытые лаком - детям почему-то такие блестящие штучки больше нравятся...

Ранние шахматы

И в 2 и в 3 года ведущая деятельность у ребенка игровая. Значит, чтобы обучение шахматам было результативным, нужно его организовать в игровой форме. Вашему малышу два года? Энтузиасты раннего развития предлагают для начала отложить в сторону комплект обычных шахматных фигур и начинать с двухлетками с «предшахмат». Такие «ранние шахматы » можно смастерить самим. Делают доску, на которой вдвое меньше клеток, чем на обычной, но клетки крупные, берут два набора фигур, лучше всего забавных - пусть это будут зайцы и волки, и начинают осваивать понятие «съел». Учат малыша ходить, например, только в одном направлении. Или по одной или по две клетки, например, только вперед. Или только по диагонали. Цель – постичь саму условность игры. Например, зайчиха-мама ходит на две клетки, а зайчата - на одну. Такую доску можно нарисовать на стенке холодильника и передвигать на ней магнитные фигурки. После таких тренировочных шахмат дети быстрее разбираются во взрослых премудростях. Естественно, по этой схеме можно пробовать обучать не только двухлетку, но и малыша постарше. После разминочных «предшахмат» приступаем к настоящей игре. Дома любимой игрой можно заниматься хоть каждый день, главное – наблюдайте за малышом, чтобы не «перекормить» его шахматной премудростью.

Малыш на поле боя

Примерный план самых первых занятий с ребенком может выглядеть следующим образом. В зависимости от возраста ученика, подготовки, желания постичь правила игры и ваших возможностей, уроков может оказаться больше или меньше.

Первый урок

Первая встреча с волшебными фигурами должна стать для ребенка настоящим праздником: ведь если вы сразу не заинтересуете чадо, все пропало Прежде чем показать детворе шахматную доску, расскажите интересную сказку о шахматах. Можете взять ее из учебников, а можете придумать сами. Главное, чтобы дитя к концу вашего рассказа было заинтриговано. Затем достаньте доску. Поиграйте во время показа интонацией голоса, включите музыку, привлеките куклу. А может доска у вас приедет на любимой деткиной машинке из дальних стран? Главное - сделайте первое впечатление об игре незабываемым! Показав доску и фигуры, скажите, что это шахматы и совсем маленьким детям (2-3 года) дайте просто «поиграть» с ними. Важно, чтобы крохе было интересно и приятно общаться с шахматами, самому их исследовать и фантазировать. Малышу постарше скажите, что шахматная доска - это поле боя, а фигуры - войска, только игрушечные. Попробуйте сразу научить ребенка расставлять шахматные фигуры на доске. Начните с пешек, немного расскажите о главных персонажах. Пешки - это шахматная пехота, и двигаются они по доске очень медленно. Король - самая главная фигура, а ферзь - самая сильная. Расставьте вместе с ребенком шахматы и попробуйте сыграть с ним первую в его жизни партию. Да здравствует игра без всяких правил! Важно, чтобы ученик почувствовал интерес к шахматам.

Второй урок

Попросите ребенка расставить фигуры, и, если он ошибается, добродушно помогите ему. А теперь переходим к правилам игры. Напомните, что король является самой главной фигурой. Объясните, как он ходит (король ходит и бьет фигуры противника на расстоянии одного поля (одна клетка) в любую сторону.). Поставьте рядом с королем какую-нибудь фигуру и покажите ребенку , как король может ее взять (съесть). Поставьте еще несколько - пусть ваш ребенок «покушает» королем целый ряд пешек и фигур. Теперь объясните ребенку , что означает шах. Объявите шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например). Расскажите, что «шах» в переводе с персидского - угроза королю и что от шаха необходимо как-то защищаться. Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти. Расскажите, что слово «мат» в переводе с арабского означает - смерть. Мат - это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Объявите простейший мат и покажите это ребенку : «Видишь, королю шах, а защититься нечем». Объясните, что «ничья» в шахматной игре, это когда никто не может выиграть. Поставьте на доску двух королей. Можно выиграть? Конечно же, нет. Поясните, как ходят и «едят» пешки (пешка ходит вперед по вертикали, по диагоналям и по горизонталям вбок на одно поле и берет фигуры противника по косой линии (по диагоналям). Ни ходить, ни бить назад пешка не может). Покажите ребенку как пешки, достигшие последней горизонтали, превращаются в различные фигуры. Чудесные превращения, как в сказке! Пусть он попробует это сделать сам.

Третий урок

Повторите коротко все, что вы проходили на предыдущих занятиях. Ничего, что ребенок будет путаться, постепенно он все запомнит. Объясните, как ходит ладья и как она может брать неприятельские фигуры (ладья ходит и «ест» по горизонтали и по вертикали на любое количество полей). Расскажите, что такое горизонталь и вертикаль. Теперь дайте возможность ребенку объявлять шахи королю. Решайте простейшие задачи. Поставьте позицию, например, где ладьей нужно объявить мат в один ход. Выводите на сцену слона, покажите, как он ходит по диагонали на любое количество полей. (Поставьте на пути слона какие-нибудь фигуры, пусть ваш ребенок «покушает» их. Если ребенок усвоит, как ходит ладья и слон, то ему легко будет усвоить, как ходит ферзь (ферзь ходит и бьет фигуры противника на произвольно большое расстояние, ограниченное лишь размерами игровой доски). Расставьте шахматы и попробуйте теперь сыграть настоящую партию. Не забывайте тактично во время игры напоминать малышу , как правильно ходят фигуры и ваше терпение будет вознаграждено!

Шахматы как образ жизни

Как известно, основная форма занятий с дошколятами - игровые ситуации. И никакого принуждения! Только в этом случае ребенок не устает при усвоении нового материала и сохраняет к нему живой интерес. Каждый домашний тренер должен уметь перевоплощаться в шахматного Андерсена и периодически сочинять шахматные сказки. Секрет: успешнее всего работают истории, связанные с жизнью именно вашего малыша. Играйте всегда! Хотите прочитать обучающую сказку? Достаньте кукольный театр и инсценируйте ее. Используйте любые моменты для повторения пройденного. По дороге из садика вспоминайте, чему научились за доской во время игр. Просите малыша рассказать вам новый материал на прогулке, затейте лепку шахматных фигур из пластилина. Привлеките на помощь диафильмы, мультфильмы, посвященные шахматной тематике! Делайте вместе с юным шахматистом наглядные пособия из цветной бумаги и картона, это поможет детям запомнить названия фигур, их ходы, видеть горизонтали и вертикали шахматной доски. Рисуйте фигуры, сочиняйте с ребенком про них стихи и рассказы. Придумывайте комиксы. Играйте дома и на отдыхе в различные околошахматные игры, например, эстафету на быструю и правильную расстановку фигур на доске. Используйте песни, загадки, хороводы, эстафеты, конкурсы рисунка на асфальте. На прогулке пусть ребенок покажет (или начертит палочкой) как ходит та или иная фигура. Творите! Широко используйте ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и викторины для старших деток. Главный секрет: ребенок не должен замечать, что его обучают! Постепенно интерес возникнет, и можно будет двигаться к более сложным заданиям.

Приседаем с пешкой

Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка , но для этого необходимо запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель - не воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре. Уроки должны проходить в доброжелательной атмосфере. Не требуйте ничего от карапузика! Смотрите на малыша, заканчивайте занятие немного раньше, чем он заскучает (с опытом вы будете чувствовать этот момент). Не перегрузите ребенка , в 2-3 года занятие не может превышать 15-20 минут, в возрасте 4-5 лет - не более 30 минут. В серединке – физкультминутка, в идеале, основанная на шахматных понятиях (приседания с пешкой на ладони и пр.). К новому материалу можно переходить только после того, когда малыш будет уверенно знать пройденное. Обучение должно быть развивающим, оно всегда должно включать самостоятельную работу ребенка с изучаемым материалом. И не забывайте двигаться от простого - к сложному. Увлекаясь ходом сражения, дети часто кричат, спорят, при проигрыше говорят «да ему подсказывали», или «а у меня просто голова болит», «я не хочу играть». Постарайтесь объяснить, что тот, кто хочет стать чемпионом, учится на своих ошибках, стараясь, всякий раз понять, что именно он сделал не так. Не с первых дней, но потихоньку приучайте ребенка к серьезному отношению к игре: «шахматы любят тишину», «в шахматы играют медленно, чтобы придумать лучший ход». Постарайтесь, чтобы для вас с ребенком правило «тронул - ходи» было незыблемым. Уважайте маленького шахматиста. Не разрешайте изменять ходы или взаимно возвращать их. Из этого рождаются долгие споры и упреки: «Ты три раза перехаживал, а я один». Учите детей играть не руками, а головой.

Турниры исключить!

Как играть с ребенком на доске? Нельзя часто делать вид, что проиграл. Дети привыкнут к легким победам и даже незначительный проигрыш будут воспринимать как трагедию. Педагоги советуют давать детям фору, например, пара пешек при игре одними пешками или ферзя при игре всеми фигурами. После игры разберите ошибки: плохо развиты фигуры, не сделана вовремя рокировка, без необходимости ходили одной и той же фигурой несколько раз. Учите малышей видеть лучший ход. Больше хвалите за конкретные, хоть и маленькие достижения. Старайтесь, как можно чаще играть с вашим ребенком и он станет вашим достойным партнером. Малыш должен чувствовать ваше искреннее желание сражаться с ним за шахматной доской и не бояться наказания за ошибки. Турниры, даже внутрисемейные могут отрицательно влиять на неокрепшую психику ребенка . Выездные соревнования медики и вовсе советуют отложить до 10-12 лет. Если дитю вовсе не приглянулась игра – отложите эту идею на несколько месяцев, а потом снова попробуйте, доброжелательно и с выдумкой. Отведите, к примеру, сына на турнир в качестве болельщика. Его наэлектризованная, творческая атмосфера наверняка «заразит» ребенка , он почувствует потребность разгадать неведомое. Или расставьте на доске вместо фигур – солдатиков. Клюнуло? Дочке заявите, что ее любимая певица Н. отлично играет в шахматы . Снова – отказ? Помните, что это всего лишь игра! Разрешите ребенку заняться чем-нибудь другим и подождите еще. В обучении дошкольника шахматам самое главное - постараться привить интерес к мудрой игре.

Рокировка - одновременный ход короля и ладьи. Проводится один раз за всю игру с целью укрыть короля в безопасное место и побыстрее ввести в игру одну из ладей.

Игорь Сухин - старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской Академии образования, руководитель проекта "Шахматы детям" Министерства образования РФ, кандидат в мастера по шахматам, автор более 60 книг.

Все родители мечтают вырастить умного и успешного ребёнка. Многие для этого не жалеют сил и времени, занимаясь со своим чадом, определяя его в различные секции и кружки. Наибольшей популярностью пользуются игровые секции, так как у детей игра – это ведущий способ познания мира. Однако они должны быть не только захватывающими, но и полезными. В этой связи полезно вспомнить, что шахматы считаются самой интеллектуальной игрой.

В чём польза для детей

Игра в шахматы развивает усидчивость и собранность, что особенно актуально для очень активных малышей

Прославленный советский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти».

Стремясь всесторонне развивать ребёнка, не упустите возможность научить своего малыша играть в шахматы. Обычно это задача ставится перед старшим поколением семьи – дедушкой, бабушкой, но, освежив свои навыки, вполне могут справиться и родители. Ведь польза от умения играть в шахматы для малыша очевидна:

  • эта игра заставляет думать;
  • чтобы побеждать, нужно быть максимально внимательным и сосредоточенным, а это учит ребёнка предвидеть результат своих действий;
  • с помощью игры в шахматы дети развивают и тренируют логическое мышление;
  • желание победить заставляет проявлять изобретательность, а проигрыш учит не унывать и относиться к себе самокритично, анализировать свою деятельность;
  • игра в шахматы развивает усидчивость и собранность, что особенно актуально для очень активных малышей.

С какого возраста можно учить играть

Психологи и педагоги утверждают, что лучший возраст для начала обучения игры в шахматы – три года

Психологи и педагоги утверждают, что лучший возраст для начала обучения игры в шахматы – три года. Дело в том, что в этот период малыш начинает осознавать себя самостоятельным, проявляет живой интерес ко всему вокруг, задаёт бесчисленные вопросы: «Почему?», искренне отдаётся тому, что ему интересно (рисует, лепит, собирает конструкторы) и обожает игры.

Кроме того, начало обучения игре в шахматы – дело сугубо семейное, а это укрепляет эмоциональную связь малыша с близкими людьми. Однако есть и отрицательная сторона: возможно возникновение проблемы «поддавков», когда, не желая огорчать ребёнка, ему уступают в игре . Но опытные педагоги и воспитатели рекомендуют этого не делать, так как малыш может привыкнуть к лёгким победам и драматично переживать проигрыш. Кроме того, родители должны следить за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся от игры. Иначе он быстро потеряет интерес к новому виду деятельнсоти.

Как правильно мотивировать ребёнка

В младшем дошкольном возрасте дети быстро загораются какими-то занятиями, но и так же быстро остывают. Шахматы – это созидательная игра, она требует не только уделять ей время, но и проявлять терпение, а это для некоторых детей непосильная задача. Как же правильно мотивировать малыша? Психологи рекомендуют несколько приёмов для этого:

  • Личный пример. Не секрет, что дети копируют манеру поведения взрослых. Поэтому если малыш увидит, что папа или дедушка играют в шахматы, то он однозначно захочет поиграть с ними.
  • Поддержание интереса к игре. Для этого устройте семейный шахматный турнир, а ребёнку поручите помочь подготовить к нему кого-то из близких. Так малыш не только сам будет тренироваться, но и почувствует свою значимость среди родных. Также обязательно давайте ребёнку выигрывать. Но делать это нужно только в том случае, если он действительно на пути к победе.
  • Посетите шахматную секцию, чтобы ребёнок увидел, что его сверстники не просто учатся играть, а соревнуются как взрослые, строят план тренировки и искренне захвачены деятельностью.

Методики обучения

Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями

Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями. Поэтому мамам и папам нужно знать некоторые простые правила обучения маленького ребёнка игре в шахматы:

  1. Расскажите о происхождении шахмат, о том, что это одно из старейших соревнований, дошедших до наших дней.
  2. Представьте шахматную доску как поле боя. Расскажите о функциях каждого «бойца»: пешки исполняют роль пехоты, король – это генерал всей армии и т.д.
  3. Посвятите одно занятие каждой фигуре. Объясните, как ходят пешки, как они «съедают» фигуры, как занимают позиции других фигур (кроме короля, конечно). Попробуйте разыграть партию одними пешками. Кто заберёт всех – тот выиграл.
  4. На очередном занятии начального уровня попросите, чтобы малыш сам расставил фигуры на доске. Если он будет сильно путаться, помогите ему и повторите правила расстановки.
  5. Объясните правила игры, суть понятия «шах» (что в персидском языке означает «угроза королю») и как от него спастись («съесть» угрожающую фигуру). Также расскажите о безысходности для короля позиции «мат» (не зря же в арабском это «смерть»). Ребёнок на этом этапе должен понять, что количество фигур у соперника не важно, гораздо значимее, насколько удачен ход.
  6. Объясните функции ладьи, как ходят слон, ферзь
  7. Сыграйте настоящую партию, но не ленитесь снова и снова повторять малышу, как передвигаются шахматные фигуры.

Ещё одной методикой обучения игре в шахматы считается компьютерная программа, однако этот вариант подходит детям постарше, которые владеют компьютером. Но учтите, что игра с электронным тренажёром отнимет у вас несколько часов общения с дорогим человеком.

Видео: Как научить малыша играть в шахматы

15 01.2018

15. 01.2018

Блог Екатерины
Богдановой

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта «Семья и детство». Источником вдохновения для написания этой статьи стал мой ребёнок, на днях у меня спросивший, что такое шахматы. В ответ на сведения о том, что это непростая, но очень интересная и древняя игра из Индии, он попросил меня с ним сыграть.

Передо мной встал вопрос: как научить играть ребёнка в шахматы? Ведь это не подвижное соревнование, где успех определяется силой, а состязание умов и тактик. В итоге, мною были перелопачены несколько десятков специализированных сайтов и написан краткий гайд, как научить кроху шахматным премудростям с нуля.

Важно! Перед прочтением статьи посетите блог «Шахматы с Жориком» : благодаря приведённой там информации вы сможете обучить ребёнка азам игры за пару недель.

Правильное начало

Быстро научить кроху игре в шахматы можно только в случае, если она проявляет неподдельный интерес. Используйте сказки о защите родной земли от неприятеля, истории о волшебном короле, который при помощи своего сказочного войска побеждает зло.

После такой мотивации расскажите ребёнку о шахматной доске, об особенностях количества клеток, зачем они нужны и прочие занимательные факты. Если вы сомневаетесь в собственных знаниях, приобретите книгу или просто посмотрите объяснение сложного факта в интернете.

Выучите шахматные фигуры

Приступать к изучению шахматных фигур можно после того, как ребёнок изучит игровое поле и поймёт его принцип. Объясните, что каждая фигура оригинальна и обладает собственными возможностями – только после этого сын или дочка смогут играть в шахматы правильно.

Данный этап обучения важен, и спешка в данном случае бесполезна и вредна. Название каждой шахматной фигуры должно проговариваться вслух по нескольку раз. Ребёнку нужно запомнить местоположение ферзя, ладьи, слона, коня, короля, пешки.

Фигуры двигаются

Психология маленького ребёнка такова: он нуждается в определённых правилах и системе – непонятности могут его запутать. Объясните, что каждая фигура обладает уникальными особенности хода.

Как начать? Профессионалы на протяжении долгого времени спорят о том, с какой фигуры давать старт обучению: с пешки или короля. Большинство специалистов вначале объясняют возможности именно «маленького пехотинца».

Ход пешки кажется простым, но сама фигура непростая. Не забывайте способности пешки пройти одну и две клетки, если это первый ход – расскажите это ребёнку. Затем объясните, что пешка атакует наискось и никак более.

Важный момент в обучении – это рассказ о «волшебном» перевоплощении кажущейся незначительной фигуры. Если пешка доберётся до противоположного конца поля, то сможет превратиться в любую фигуру, кроме короля. Детям лучше это преподнести в виде истории на манер современной компьютерной «бродилки», где главный герой после преодоления препятствий в конце миссии может сам стать боссом.

Научили ребёнка управлять одной пешкой? Добавьте вторую, третью, четвёртую. В конце чадо управиться с восемью пешками, для него это целая армия, при помощи которой он победит противника. Но следите за малышом: просите его не отвлекаться на количество сбитых вражеских пешек, а ценить выгоду, которую приносит определённый ход.

От простого к сложному

Шахматные фигуры разнообразны и создают ребёнку небольшой магический мир. Особенности хода каждой нужно изучать последовательно. После просмотра специальной литературы мною было установлено, что лучше использовать правильный порядок: ладья, слон, королева (ферзь), конь. Это яркий пример принципа «от простого к сложному».

Ход туры (очередное название ладьи) понятен ребёнку – нет ничего легче прямого перемещения по вертикали и горизонтали. Диагональный ход слона чадо тоже понимает быстро. При объяснении передвижений ферзя стоит сказать, что эта сильная фигура совмещает в себе способности ладьи и слона. В конце обучения расскажите о короле – он не может становиться под удар и бить защищённую фигуру.

Как перемещаются «воины» по шахматной доске можно рассказать и показать при помощи видеокурсов, которых много на просторах интернета. Это наглядное пособие заинтересует ребёнка и поддержит мотивацию.

Шах и мат

Ребёнок готов к следующему уровню обучения шахматам. Время рассказать ему о понятиях «шах» и «мат». Объясните разницу между значениями: «шах» — это угроза королю, но от неё можно спастись, «мат» означает конец игры.

Было установлено, что первый мат малыш ставит двумя ладьями. После некоторого времени спросите у него, какую фигуру он считает самой сильной. Отвечая на вопрос, ребёнок будет сравнивать качественные характеристики каждого шахматного бойца.

О рокировке

Усвоение принципа рокировки тоже является частью обучения основам игры. Поясните ребёнку, что рокировка – это двойной ход, делающийся всего раз, во время которого король и ладья меняются местами. Цель – защитить венценосного правителя фигур. При объяснении вы так и можете сказать: ладья защищает драгоценного властелина.

Нюансы обучения

  • Вы учите ребёнка. Помните об этом. Никаких нудных нотаций, обучения, лекций – всё преподаётся в игровой форме, ведь шахматы – это игра.
  • Будьте спокойны. Сохраняйте уверенность и не кричите на ребёнка, если он недопонимает принципа и делает ошибки. Крик и злость убивают интерес к игре.
  • Используйте сказки. Шахматы – это древняя игра, появление которой окутано тайной. Объяснять возможности шахматных фигур можно при помощи сказочных и фантастических мотивов – это поддержит интерес обучения и превратит занятия в увлекательное путешествие.
  • Делайте перерывы. Не забывайте о детской психологии: ребёнок не может заниматься шахматами час или два подряд. Обязательно выделяйте время на отдых.

Шахматы разовьют мышление ребёнка, научат его усидчивости, вдумчивости, уважению противника.

Развивайте малыша, погрузите в сказочную атмосферу игры и проведите много незабываемых часов вместе. До свидания! До новых встреч!

И на последок видео на тему: «Как научить играть ребенка в шахматы»